МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

2015-2016 учебный год

МАТЕРИАЛЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА (4 класс):

https://yadi.sk/d/CeIx9fH5rpiDC

2014-2015 учебный год

 Результаты

проведения мониторинга качества подготовки выпускников начальной школы в образовательных учреждениях ЛНР для продолжения обучения в основной школе

 

 

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 72 от 26.12.2014 г. «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт», №73 от 26.12.2014 г. «Об организованном завершении 2014-2015 учебного года и проведении ГИА в общеобразовательных учебных заведениях ЛНР»  14 мая 2015 года в образовательных учреждениях ЛНР одновременно с проведением государственной итоговой аттестации был проведен мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы образовательных учреждений ЛНР для продолжения обучения в основной школе.

Цель мониторинга: изучение качества подготовки выпускников начальной школы к дальнейшему обучению посредством выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Задачи мониторинга:

-        определить уровень сформированности умений учащихся работать с информацией, представленной в виде текста;

-        изучить уровень усвоения учащимися навыков поиска информации и понимания прочитанного, преобразования, интерпретации и оценки прочитанной  информации; 

-        определить степень готовности учащихся начальных классов к продолжению обучения в основной школе;

-        провести анализ кадрового обеспечения образовательного процесса в 4 классах образовательных учреждений;

-        выработать методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся образовательных учреждений.

 

Мониториг проведен на всех территориальных единицах Луганской Народной Республики. В исследовании приняли участие 6840 учащихся из 442 классов (93% от общего количества учащихся 4-х классов). Из них с русским языком обучения - 6000 учащихся из 376 классов (88% от общего количества принявших участие в исследовании), в классах с украинским языком обучения - 840 учащихся из 66 классов (12%) (Таблица 1).

 

Территория

Количество учащихся, принявших участие в мониторинге

С укр. яз. обучения

С русск.яз. обучения

Всего

Луганск

26

1621

1647

Алчевск

35

489

524

Антрацит

236

390

626

Брянка

23

172

195

Кировск

26

40

66

Краснодон

673

673

Красный Луч

223

334

557

Первомайск

5

26

31

Ровеньки

123

472

595

Свердловск

95

585

680

Стаханов

347

347

Лутугинский р-н

433

433

Перевальский р-н

283

283

Слaвяносербский р-н

48

131

179

Стахановская обласная общеобразовательная школа - интернат I-II ступени №2

4

4

Всего

840

6000

6840

 

 

На момент проведения мониторинга образовательный процесс в 4-х классах обеспечен педагогическими кадрами на 100%. 442 педагога, осуществляющих образовательную деятельность в 4-х классах, имеют полное высшее педагогическое образование. 91% учителей имеют специальность по диплому «Педагогика и методика начального обучения». 

139 (31%) учителей, преподающих в 4-х классах, имеют квалификационную категорию «специалист высшей категории», 157 (35%) - «специалист первой категории», имеют педагогическое звание «учитель - методист» 28 (6%) педагогов, «старший учитель» - 71 (16%).

 

 

Среди учителей – классоводов 4-х классов 11% (48 педагогов) – молодые специалисты, имеющие стаж работы до 3-х лет, 274 учителя (62%) имеют педагогический стаж свыше 20 лет.

 

Мониторинг предполагал проведение проверочной работы посредством выполнения комплексных заданий на межпредметной основе,

Комплексная работа – система заданий по чтению, составленная по тексту, предлагаемому для самостоятельного чтения. Предлагаемая  комплексная работа состояла из девяти заданий:

пять заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа из трех предложенных вариантов;

два задания открытого типа с коротким письменным ответом на установление соответствия и правильной последовательности;

два задания открытого типа с развернутым письменным ответом, которые направлены на определение умений выполнять творческие задания, на основе прочитанного, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного.

 

Каждое из предложенных заданий предусматривало оценку определенных учебных и общеучебных (метапредметных) умений (Таблица 2).

 

Вариант комплексной работы

 

Прочитайте внимательно текст.

Пчёлка

В начале лета, когда цвела белая акация, я увидел перелетающую с одной грозди цветов на другую суетливую пчёлку. Мне захотелось спросить насекомое, почему оно не порхает, как бабочка, а всё время что-то ищет в цветах. «Я рабочая пчела, ответила пчёлка. Все пчёлы нашей семьи, а нас 25200, знают, чем заниматься. Молодые рабочие пчёлы ухаживают за молодняком. Другие пчёлы занимаются постройкой сот, вентилируют и защищают улей от врагов. Я старая пчела, моя работа носить мёд. Я сейчас полечу в свою пчелиную семью и сообщу рабочим пчёлам о найденном мною нектаре. А потом вернусь, и мы продолжим беседу».

Скоро наш разговор продолжился. «А как ты сообщаешь другим пчёлам о найденном нектаре?» — спросил я насекомое. «Я прилетаю в улей и исполняю танец. По этому танцу другие пчёлы узнают, в какую сторону им лететь и на какое расстояние, а оно может быть разным: от 3 до 5 километров». «А кто самый главный в вашей пчелиной семье?» — поинтересовался я. «Главной является царица, или матка, она откладывает более 1500 яиц в день, которые позже превращаются в пчёл». «А как из нектара получается мёд?» — спросил я. «Вот видишь, перед брюшком у меня небольшой мешочек. В нём я ношу нектар, собранный с цветов. Пока я лечу в улей, нектар превращается в мёд. Я кладу этот мёд в соты, где из него другие пчёлы удалят лишнюю воду, вентилируя крылышками воздух у входа в улей. В сотах мёд созревает и может храниться очень долго. Сегодня у меня много работы. Цветы акации богаты нектаром. Его нужно собрать, пока идёт цветение. Мы работаем с восхода и до заката солнца. Я спешу». И пчёлка улетела.

(262 слова)

 

Таблица 1

№ задания

Содержание задания по предложенному тексту

Объект оценки, умения

Задание 1

В какой из сборников можно включить данный рассказ?

а)  энциклопедия;

б)  сказки;

в)  газетная статья.

 

Предметные умения:

Определять жанр литературного произведения

Общеучебные умения:

Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса.

Выделять существенную информацию из литературного текста

Задание 2

Чем в пчелиной семье занимаются молодые рабочие пчёлы?

а)  учатся летать;

б)  чистят улей;

в)  ухаживают за молодняком.

 

Предметные умения:

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

Задание 3

Какую пользу приносят пчелы растениям, собирая нектар?

а)  пчелы опыляют растения;

в)  пчелы поедают вредных насекомых;

б)  пчелы охраняют растения от паразитов.

 

Предметные умения:

Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста.

Общеучебные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Понимать информацию, представленную в неявном виде.

Задание 4

Сколько яиц откладывает матка за неделю?

а)  7500 яиц;

б)  1500 яиц;

в)  10500 яиц.

 

Предметные умения:

Решать задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом.

Общеучебные умения:

Использовать полученную ранее информацию в новой ситуации.

Использовать данные, представленные в тексте, для получения информации, необходимой для решения задач.

Задание 5

Выберите строку, в которой все слова являются глаголами.

а)  ухаживают, вентилируют, сообщают, носят;

б)  ухаживают, цветение, сообщают, носят;

в)  ухаживают, вентиляция, сообщают, носят.

Предметные умения:

Определять часть речи по ее грамматическим признакам.

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков.

 

Задание 6

Найдите в тексте, как образуется мед. Восстановите с помощью цифр последовательность образования меда.

    Раскладывание меда в соты.

    Преобразование нектара в мед.

    Созревание меда в сотах.

    Сбор цветочного нектара. 

    Удаление лишней воды, с помощью вентиляции воздуха у входа в улей.

Предметные умения:

Интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Задание 7

Почему у пчелки много работы когда цветет белая акация? Выпишите предложения из текста.

 

Предметные умения:

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Общеучебные умения:

Выделять существенную информацию из литературного текста.

Задание 8

Как вы думаете, чему можно научиться у пчелки человеку? Обоснуйте свое мнение (3-4 предложения).

 

Предметные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Общеучебные умения:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Задание 9

Составьте математическую задачу по содержанию текста, которая решается в одно действие. Запишите текст задачи.

 

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

Результаты правильности выполнения  заданий комплексной работы представлены на диаграмме.

 

 

Анализ выполнения дает возможность определить уровень затруднений. Если процент правильно выполненных заданий:

  • 100%, отмечается нулевой уровень затруднений (0);
  • 95-100% - низкий уровень затруднений (I);
  • 80-94% - средний уровень затруднений (II);
  • 70-79%- высокий уровень затруднений (III);
  • Меньше 70% - наивысший уровень затруднений (IV).

III и IV уровень требует коррекции знаний учащихся по данному разделу, теме.

В таблицах представлен анализ выполнения заданий комплексной работы, где определен уровень затруднений учащихся по тем или иным предметным и общеучебным умениям.

 

Таблица

Анализ выполнения заданий комплексной работы

№ задания

Объект оценки, умения

% правильно выполненных заданий

Уровень затруднений при выполнении  задания

классы с русским языком обучения

классы с украинским языком обучения

Часть 1

Задания с выбором одного правильного ответа

Задание 1

Предметные умения:

Определять жанр литературного произведения

Общеучебные умения:

Осознанное чтение текста с целью удовлетворения интереса.

Выделять существенную информацию из литературного текста

 

90%

87%

II уровень

Задание 2

Предметные умения:

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

94%

93%

II уровень

Задание 3

Предметные умения:

Устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием текста.

Общеучебные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи.

Понимать информацию, представленную в неявном виде.

92%

95%

II уровень

Задание 4

Предметные умения:

Решать задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом.

Общеучебные умения:

Использовать полученную ранее информацию в новой ситуации.

Использовать данные, представленные в тексте, для получения информации, необходимой для решения задач.

80%

77%

III уровень

Задание 5

Предметные умения:

Определять часть речи по ее грамматическим признакам.

Общеучебные умения:

Осуществлять анализ объекта с выделением его существенных признаков.

84%

84%

II уровень

Часть 2

 

 

Задание 6

Предметные умения:

Интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

69%

69%

IV уровень

Задание 7

Предметные умения:

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Общеучебные умения:

Выделять существенную информацию из литературного текста.

54%

58%

IV уровень

Часть 3

 

Задание 8

Предметные умения:

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Общеучебные умения:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

25%

24%

IV уровень

Задание 9

Устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Общеучебные умения:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Выделять существенную информацию из литературного текста.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

48%

54%

IV уровень

 

Таблица

Анализ выполнения заданий комплексной работы

I уровень затруднений

II уровень затруднений

III уровень затруднений

IV уровень затруднений

 

1 з.

2 з.

3 з.

4 з.

5 з.

6 з.

7 з.

8 з.

9 з.

Луганск

89%

97%

95%

82%

85%

69%

54%

32%

49%

Алчевск

93%

96%

93%

84%

86%

72%

54%

25%

52%

Антрацит

85%

90%

85%

80%

80%

70%

54%

31%

47%

Брянка

81%

90%

92%

57%

81%

62%

42%

14%

46%

Кировск

92%

88%

99%

88%

80%

76%

66%

11%

60%

Краснодон

84%

91%

90%

80%

82%

64%

53%

21%

42%

Красный Луч

85%

91%

88%

77%

82%

63%

49%

26%

44%

Первомайск

100%

98%

85%

94%

77%

77%

29%

23%

58%

Ровеньки

88%

91%

89%

77%

83%

64%

59%

17%

43%

Свердловск

91%

97%

94%

83%

88%

71%

67%

41%

68%

Стаханов

91%

94%

91%

75%

82%

70%

62%

29%

52%

Лутугинский р-н

93%

95%

93%

76%

86%

69%

60%

42%

66%

Перевальский р-н

95%

99%

95%

88%

89%

77%

52%

28%

38%

Слaвяносербский р-н

83%

95%

97%

61%

84%

60%

57%

42%

49%

Среднее значение

89%

94%

92%

79%

83%

69%

54%

27%

51%

 

Обобщение результатов комплексной работы

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как коэффициент выполнения (Кв). Коэффициент выполнения (Кв) – соотношение набранных баллов к максимальному баллу за выполнение заданий работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения (коэффициент выполнения (Кв)) комплексной работы находится в пределах 0,5 – 0,7.

Если коэффициент выполнения (Кв) ученика начальной школы ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если коэффициент выполнения (Кв) равен или превышает заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

 Обобщенные результаты выполнения комплексной работы демонстрируют овладение выпускниками начальной школы основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. 96% учащихся имеют коэффициент выполнения работы равный или превышающий заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала.

 


Исходя из вышесказанного РЕКОМЕНДУЕМ:

 

Заведующим методическими кабинетами(центрами)

-        проанализировать результаты мониторингового исследования учащихся четвертых классов;

-        обсудить результаты мониторингового исследования уровня по достижению планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий» на заседаниях МО учителей начальных классов;

-        организовать методическую работу для учителей начальных классов, учителей предметников по вопросу: «Метапредметные результаты как результат освоения основной образовательной программы».

Руководителям МО учителей начальных классов:

-        проанализировать результаты мониторингового исследования на заседаниях методических объединений;

-        организовать методическую работу для учителей начальных классов, учителей предметников по вопросу: «Метапредметные результаты как результат освоения основной образовательной программы»;

Учителям начальных классов:

-        проанализировать результаты мониторингового исследования;

-        в своей работе учитывать рекомендации по подготовке к комплексной работе на межпредметной основе.

 

Рекомендации

по подготовке к комплексной работе на межпредметной основе

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.

Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:

·                     в сфере регулятивных УУД  - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

·                     в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

·                     в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного процесса.

При подготовке учащихся к комплексной работе учителю необходимо:

- провести  анализ выполнения работ  за предыдущий год;

- выявить характерныеошибки, допущенные учащимися, и рекомендации, позволяющие увидеть слабые места в подготовке;

- наметить пути совершенствования процесса обучения;

- выполнять рекомендации «Критериев оценивания учебных достижений учащихся начальной школы»;

- вести постоянный учет сформированности знаний, определенных программой формирования универсальных учебных действий, отслеживать динамику умений и навыков планируемых результатов начального общего образования;

- способствовать развитию у детей навыков самоконтроля, что является самой эффективной формой анализа допущенных ошибок и их преодолению (включать в урок самопроверку, взаимопроверку);

- систематически практиковать на уроках коллективные упражнения, работу в группах, в парах, осуществлять дифференцированный подход к организации учебной деятельности учащихся;

- по ходу изучения  тем необходимо включать непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности младших школьников.