Советы психолога

Рекомендации учителю

 по развитию эмоциональной и социальной сфер учащихся

1.  Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.

2.   Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.

3.   Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.

4.  Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.

5.  Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.)

6.   Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.

7.  Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.

 

8.    Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т. д.

Рекомендации учителю

 по профилактике тревожности, стрессов, «школьных неврозов»

1.Рационально организуйте учебный процесс (объем учебной нагрузки, расписание занятий, динамические паузы, физкультминутки и т. д.).

2.Стремитесь к созданию благоприятного (гармоничного) общения учащихся с педагогами и сверстниками.

3.Не сравнивайте ребенка (ученика) с другими учащимися, акцент делайте на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период).

4.Стимулируйте оптимистический взгляд на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности, профилактике «школьного» невроза и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорить о недостатках и ошибках – это делайте в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий. Вера в возможности ученика помогает ему раскрыть свой потенциал, а постоянная жесткая критика лишь препятствует в этом.

5. При оценивании, особенно тревожных учащихся, по возможности, избегайте низких оценок, в крайнем случае, выставление двух оценок: низкая – за результат, высокая - за приложенные учеником усилия. «Ни один ребенок не должен испытывать ощущения неудачи, порожденной нашей системой оценивания, критикой и насмешкой со стороны учителей и товарищей» -  К. Роджерс.  Известный факт – в большинстве гуманистических педагогических систем отсутствует отметка как таковая.

6.Целенаправленно создавайте «ситуации успеха» – предоставление учащимся задания, которые им по силам, акцент на успешности результата.

7.При работе над новым материалом, освоении новых умений и навыков - бережно относитесь к тревожным детям, отсутствие спешки. Не забывайте, что работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся и может привести к развитию «школьного невроза».

8.Целесообразно использовать во внеурочной деятельности репетиции, «проигрывание» мероприятий - это лишает детей пугающей неопределенности, делает более привычными. То же самое можно сказать о любых тревожащих «переменах» в школьной жизни: все их детали доверительно обсуждаются с учащимися. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность.

9.Понимание важности четких, понятных и последовательных требований, одинаковых для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета среди обучающихся.

10.      Если требуется наказать ученика, необходима четкая аргументация своей позиции: «Ты получил «3» потому, что очень мало занимаешься. Ты способный ученик, можешь гораздо лучше выучить материал».

11.      Отказывайтесь от вербальной агрессии, унижений, высмеиваний ученика: ведь недопустимо заставлять ребенка испытывать чувство беспомощности, неполноценности. «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому» (Скиннер). Таким образом, эффективнее – лишение привычной награды, поощрения, а не страх наказания. Когда ученик привыкает к поощрению педагога – само отсутствие пятерок, слов одобрения, похвал является наказанием. Конечно, в идеале, ребенок должен стать собственным арбитром и ориентироваться на самооценку, самоконтроль… Старайтесь как можно чаще спрашивать детей – в чем состояли их ошибки, какую оценку они выставили бы себе сами? Это заставляет их лучше понять требования, они спокойнее смиряются с низкой оценкой. Чем более активную роль ученик занимает в контроле над собственной деятельностью, планировании ее - тем меньше страха перед наказанием и негативным оцениванием, тем более осознана позиция ученика в отношении своего труда, его результатов.

12.      Рекомендуется построить урок таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение (поскольку приятная деятельность не может быть ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения - тем ниже уровень тревожности и риск возникновения «школьного невроза»).

13.      Используйте на уроках элементы игры, викторины,  показ фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий. В настоящее время известно множество вариантов инновационного ведения уроков, многие из них помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий.

14.      Избегайте психотравмирующих ситуаций на уроке, во внеурочной деятельности (оценивание учащихся, переход на личностные качества и т.п.).

15.      Не используйте публичное обсуждение болезненных для учащихся  вопросов, так как это повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика - беседы с учеником на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других учеников и т.д.).

16.      Внимательно отслеживайте совершенствования ученика в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции педагогической запущенности, поскольку стрессогенными могут стать перегрузка информацией, занятиями. Важен учет возможностей данного, конкретного ученика.

17.      Ориентируйтесь на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребенка. Создавайте на первых же занятиях эмпатический контакт с учащимися и поддерживайте его в дальнейшем.

18.      Необходимо применять в работе педагога сдержанность и использовать приемы саморегуляции. Очень негативно сказывается на самочувствии учащихся демонстрация учителем раздражения и фрустрации. Ребенок может предположить, что он является причиной расстройства или раздражения, его охватывает чувство вины и смутной тревоги, так как ему неясна причина негативных чувств педагога.

19.       Избегайте эмоциональной депривации ученика. Очень важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений. Учитывая тот факт, что тревожность часто сопровождается поиском социального одобрения – любимый учитель, как референтная фигура, может помочь ребенку почувствовать уважение к самому себе, безопасность. Большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова: «Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница». Используйте тактильный контакт (если речь идет об учащихся младших классов).

20.      Очень важно создать учителем верную ценностно-смысловую ориентацию ученика: согласно теории Г. Селье, подавляющее большинство стрессовых ситуаций, тревожащих человека - становятся таковыми, поскольку наделяются субъективно повышенной значимостью, субъективно оцениваются как «угрожающие». Ребенок интериоризирует отношение преподавателя к определенным мероприятиям: самостоятельной и контрольной работе, концерту и.т.п. Следовательно, адекватное отношение учителя к подобным «катастрофам» - перенимается учеником, усваивается и высокая ценность обладания определенной суммой знаний, интенсивность труда в течение четверти (учебного года), уровень достигнутого мастерства и относительная важность ситуаций формальной проверки. То есть весьма эффективны беседы педагога с учащимися относительно переосмысления событий и жизненных ценностей.

21.      Осуществляйте в своей работе контроль над мышлением: повторение деструктивных, пугающих мыслей, естественно, закрепляет высокий уровень тревожности, неблагоприятное психологическое состояние учащихся.

22.      Используйте целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них - очень действенный способ помощи ребенку.

23.      Непосредственно перед стрессогенной ситуацией недопустимо сосредотачивать внимание учащихся на возможности неудачи, на их слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями напоминайте учащимся про их прошлые достижения, используйте простые слова поддержки: «Ты (Вы) хорошо готов (ы). Все пройдет удачно. Ты (Вы) должен(ы) быть спокоен (ны), все хорошо!»

24.      Желательно знать и применять в работе элементарные приемы релаксации, способы снятия мышечного напряжения, простейшие дыхательные упражнения - это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне.  Использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия учителя – одна из самых стрессогенных, по данным американских исследователей.

25.      Учащихся не стоит ориентировать на идеальное совершенство («быть лучше всех»), на демонстрацию самого себя на конкурсе, экзамене, контрольной и т.п. Цель «быть лучшим из лучших» принципиально иллюзорна: всегда найдется более талантливый или эрудированный ученик, совершенство принципиально недостижимо.

26.      Настройте ребенка на его возможность порадовать окружающих, поделиться знаниями, не подвести педагога или класс, то есть децентрацию, которая снижающая степень социальной тревожности.

 

27.      Дети – наше Будущее, хотелось бы, чтоб оно было Счастливым и полным гармонии. Может быть, данные рекомендации немного помогут нашим преподавателям проявить свою любовь в заботе и бережной помощи ребенку учиться, жить творчески и смело, радостно и без страха.

Рекомендации родителям

по развитию в ребенке уверенности в себе и

чувства собственного достоинства.

1. Будьте хорошим примером для подражания. Ваши дети смотрят на вас и, скорее всего, будут вести себя так же, как и вы. Следовательно, если у вас проблемы с самоуверенностью, вам будет сложно помочь своему ребенку стать уверенным. Поэтому для начала поработайте над собой и своей самооценкой.

2. Любите ребенка таким, какой он есть. Когда мы обращаемся к детям с любовью, они учатся любить себя, любить других и любить жизнь. Если ребенок будет жить с чувством, что он не такой, каким следовало бы быть, он никогда не сможет в полной мере воспользоваться заложенными в него возможностями.

3. Развивайте у ребенка положительные качества. Поддерживайте и поощряйте заложенное в ребенке природой черты характера: аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, общительность и т.п.; то, что у него хорошо получается, способности и умения: езда на велосипеде, рисование, придумывание историй, артистизм, игра в футбол и т.п.

4. Давайте ребенку чувство защищенности и уверенности в вас. У детей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше веры в себя. Невидимая родительская защита будет сопровождать ребенка в любой обстановке и ситуации, потому что ребенок будет знать, что в сложный момент он сможет обратиться к маме и папе за помощью. 

5. Будьте с ребенком в равных дружеских отношениях. Ребенок нуждается в полноценном общении с родителями. Ему необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Старайтесь внимательно выслушивать ребенка. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и сами задавайте их. Проявляйте как можно больше интереса к тому, чем живет ваш ребенок. Таким образом, он будет чувствовать, что он интересен родителям, а значит и окружающим.

6. Не делайте ребенка центром Вселенной. Ребенок, которого опекают и ограждают от трудностей, очень быстро привыкает к такому положению вещей. В дальнейшем он будет с трудом обходиться без родителей, что не может не отразиться на его самооценке. Он превратится в настоящего домашнего тирана, а это будет мешать его общению с другими людьми, которым он также будет стремиться навязать свою волю.

7. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность ошибаться. Не навязывайте детям свои мнения и решения. Ребенок это маленькая личность, со своими интересами, желаниями, возможностями, и он должен проживать свою жизнь (а не вашу) и иметь право на ошибки. Ведь на ошибках, как известно, учатся. Главное, чтобы ребенок осознал свою ошибку, нашел путь, как её исправить, а в дальнейшем смог её предупредить.

8. Поощряйте самостоятельность ребенка. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок не просит вас о помощи, предоставьте ему возможность самому решать свои проблемы. Но если вы видите, что без вас не обойтись, помогите ребенку: посоветуйте несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации, вместе подберите наиболее оптимальный вариант, направьте действия ребенка в нужное русло. При необходимости (вашего ребенка обижает старший ребенок) прибегните к конкретным действиям. Так ребенок будет учиться разбираться и искать пути решения возможных ситуаций, а не станет избегать неудач и уходить от проблем. И помните, самостоятельный малыш не значит одинокий.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими (не важно, в чью пользу идет сравнение). Лучше научите ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Тогда ребенок будет соревноваться только сам с собой, а это всегда выигрышный вариант. Учите ребенка самому оценивать свои поступки, а не прислушиваться к чужому (пусть даже и родительскому) мнению. Если вы хвалите ребенка, то похвальба должна быть адекватной, стимулирующей и поддерживающей.

10.     Не вешайте ярлыки. Оценивайте не личные качества ребенка, а его поступки. Не ребенок «плохой», а он поступил плохо. Объясняйте ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Не говорите сыну, что настоящие мужики не плачут (разве они не плачут?). Не жалуйтесь родственникам, что ваш ребенок несносный, глупый, неуправляемый. Если вы сами не верите в своего ребенка, то как он сам в себя поверит?

11.     Давайте ребенку самостоятельные задания и поручения. Тогда ребенок будет чувствовать себя востребованным и ценным. Для начала задания должны быть доступными и посильными ребенку, постепенно усложняющимися. Не вмешивайтесь в их выполнение, не контролируйте (по крайней мере, явно) и не переделывайте на глазах у ребенка то, что у него не получилось. Позвольте малышу оказывать вам посильную помощь. Чем чаще вы будете предоставлять ему эту возможность, тем скорее он сможет сделать реальный вклад в дело семьи.

12.     Побуждайте ребенка доводить начатое дело до конца. Это будет организовывать ребенка, а иначе он привыкнет перескакивать с одного дела на другое. Если объем выполняемой работы большой, учите ребенка делить дело на несколько этапов и постепенно выполнять их.

13.     Научите ребенка общаться со сверстниками. Вхождение в детский коллектив не всем детям дается просто. Поэтому еще до поступления в школу у ребенка должна быть накоплена определенная «база» общения. Первый коммуникативный опыт ребенок естественно получает в семье. В дальнейшем уже на детской площадке он учится взаимодействовать с ровесниками: покажите ребенку, как подойти к другому ребенку, как присоединиться к играющим детям, предлагайте свои игры, в которые могут быть включены и другие ребятишки. Желательно, чтобы в предлагаемой вами игре вашему ребенку досталась ведущая роль.

14.     Конечно, поддерживайте и придавайте уверенность ребенку в своих силах. Обращайтесь с ребенком уважительно, даже если он не прав. Крики и одергивания приносят мнимый эффект и приводят к отчужденности между родителями и детьми. Если ребенок постоянно вынужден подчиняться вашей злости и силе, в его душе копиться обида и негативные чувства, он становиться боязливым и стеснительным, либо, наоборот, неуправляемым и агрессивным.

15.     Изучайте с ребенком его родословную. Расскажите ребенку, кем были его бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Ребенок будет ощущать себя не отдельной былинкой, а значимым членом большой семьи, сопричастным ко всему миру.

 

Воспитание уверенного в себе ребенка не является самоцелью, а скорее результат правильного воспитания и тесных взаимоотношений между родителями и детьми. Но необходимо учитывать и индивидуальные особенности ребенка, и тогда он обязательно станет полноценной личностью, имеющей своё мнение, умеющей его высказывать, знающей, как достойно защищать себя, преодолеть препятствия и решить свои проблемы.

Психологические особенности младшего шко
Microsoft Word документ 84.5 KB
Игры и задания для развития мелкой мотор
Microsoft Word документ 103.5 KB