Школа молодого учителя

 

Овчаренко Светлана Николаевна,

руководитель городской школы молодого учителя,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории, учитель-методист 

2017-2018 учебный год

Материалы организационного семинара для молодых учителей первого года работы "Психологическая адаптация молодого педагога"

2016-2017 учебный год

Материалы в помощь молодому педагогу

МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО УРОКА  ДЕМЧЕНКО М.И. (РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 КЛАСС)

В помощь молодому учителю

Словарик

Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.

Цель - прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция будущего.

Метод - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (способ достижения

цели, решение конкретной задачи).

Прием обучения - конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения, часто трактуется как часть метода.

Педагогическая технология - последовательность операций, позволяющая получить результат с наименьшими затратами; внедрение в педагогику системного способа мышления, который позволяет сделать учебный процесс полностью управляемым.

Компетенция - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом.

Рефлексия - осмысление результата и метода собственной деятельности; способность осознавать собственную деятельность в сопоставлении с оценкой этой деятельности другими.

СУЩНОСТЬ УРОКА

Уроку, как целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, присуща следующая совокупность признаков: наличие цели и определенных образовательных, воспитательных и развивающих задач; отбор в соответствии с поставленными задачами конкретного учебного материала (содержания) и уровней его усвоения; достижение поставленной цели путем подбора подходящих средств и методов обучения; организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Примерные этапы

Содержание этапов

Первый этап

Определение целей урока

Второй этап

Уточнение типа урока

Третий этап

Уточнение вида урока

Четвертый этап

Выбор методов и приемов обучения в соответствии с оставленными целями 

Пятый этап

Определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Психологические требования к уроку: учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости, смена видов деятельности, минимальная двигательная активность (физминутки и физпаузы).

Кризисы внимания:

·         1 - на 14-18-ой минуте

·         2 - через 11-14 минут

·         3 - через 9-11 минут

·         4 - через 8-9 минут

ПРИМЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

1. Организация начала урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

4. Активизация опорных знаний.

5. Определение темы и целей урока.

6. Усвоение новых знаний и способов действий.

7. Первичная проверка понимания. Практическая отработка полученных навыков.

8. Закрепление знаний и способов действий.

9. Обобщение и систематизация знаний.

10.Контроль и самопроверка знаний.

11.Подведение итогов занятия.Рефлексия.

12.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Типы уроков

В педагогической литературе предлагаются различные классификации типов уроков. Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок повторения, или повторительно-обобщающий;
  • контрольный урок;
  • объединенный (комбинированный).
  •  

Урок изучения нового материала.

Традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

  • проверка домашнего задания;
  • подготовка учащихся к усвоению;
  • изучение нового материала;
  • первичная проверка усвоения знаний;
  • первичное закрепление знаний;
  • контроль и самопроверка знаний;
  • подведение итогов урока;
  • информация о домашнем задании.
  •  

Урок закрепления знаний.

Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

  • актуализация опорных знаний и их коррекция;
  • определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;
  • пробное применение знаний;
  • упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;
  • упражнения с переносом знаний в новые условия.
  •  

Урок комплексного применения знаний

Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Алгоритм урока:

  • актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний;
  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
  • усвоение образца комплексного применения ЗУН;
  • применение обобщенных ЗУН в новых условиях;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
  •  

Урок обобщения и систематизации знаний.

Семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

  • подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
  • обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;
  • обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);
  • подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
  •  

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно - познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

 

Объединенный (комбинированный) урок.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

 

Нестандартные уроки.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят"уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

Возьмем для примера один из вариантов "урока-суда". На судебном заседании, участниками которого являются ученики класса с наперед определенными ролями (подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели, публика), рассматривается дело Всемирной сети Интернет. Роль судьи играет учитель. Эта роль дает ему возможность направлять ход занятия в нужном направлении. Участники соответственно своим ролям оправдывают или осуждают конкретные действия сети Интернет. Итоги слушания дела подводит суд.

В конце концов, суд выносит решение: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, но нужно научить человека разумно использовать это великое достижение, а не превратиться в Интернет - зависимого пользователя. Это занятие проведено в форме дидактической игры, а точнее - ролевой дидактической игры, поскольку она отвечает основным характеристикам такого типа занятия.

 

Интегрированные уроки.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения.

 

Поиск дорог усовершенствования урока осуществляется в различных направлениях:

  • заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, внешними его признаками. Это проведение урока поэтической свечи, урока - путешествия, урока - выставки, урока - клуба веселых и находчивых, урока - "брейн - ринга";
  • углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей. Это интегрированные, бинарные уроки, уроки - панорамы;
  • развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала. Это - уроки словесности, риторики, отличные не только по смыслу, но и по форме проведения: творческая мастерская, пресс - конференция, заседание кружка;
  • реализация проблемно - поисковой, научно - опытной, экспериментальной работы учеников. Это касается уроков естественного цикла и тех уроков, на которых ученики решают поставленную задачу, защищают рефераты, проекты;
  • усовершенствование форм контроля знаний: урок - зачет, урок - экзамен, урок - консультация;
  • пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это урок - сказка, урок-игра.

 

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

2015-2016 учебный год

                           Семинар в рамках ШМУ                                               «Самоанализ урока как способ повышения                           эффективности профессиональной деятельности учителя»     (20.10 2015)

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ


ключ доступа: 124537517216

или страница http://www.ex.ua/124537517216

Школа молодого вчителя.ppt
Презентация Microsoft Power Point 275.5 KB

Много лет в г. Луганске работает Школа молодого учителя начальных классов. Руководителем ШМУ является  Овчаренко Светлана Николаевна, учитель высшей категории, учитель-методист. Молодые специалисты свободно общаются с ребятами на языке компьютерных технологий и современных экономических терминов, используют цифровое оборудование, Интернет-ресурсы. А это понятно и интересно нашим школьникам. Желаем молодым коллегам успехов в ответственном и благородном труде.

               

Очередной раз  Школа Молодого Учителя распахнула свои двери для молодых учителей начальных классов. Педагоги с опытом работы до трех лет стали участниками открытого урока математики, который был проведен Марьяной Ивановной Демченко, учителем высшей категории (ГУ  «ЛСШ № 54», директор Паламарчук Н. С.).

 

Молодые учителя Луганска имели возможность стать участниками проектного дня первоклассников, который прошел под девизом «Научусь. Смогу. Сделаю»,   разработанным и осуществленным Демченко М. И.  Урок, проведенный в рамках работы Школы Молодого учителя, организованный ГУ «Луганский методический центр», дал возможность педагогам с небольшим стажем работы пополнить в свою методическую копилку эффективными формами сотрудничества и игровыми видами работы на уроке, направленными на развитие и формирование у учащихся 1-го класса способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи.




Методическая помощь молодым учителям

В городе Луганске большое внимание уделяется работе по повышению профессионального мастерства молодых учителей.

В рамках работы «Школа молодого учителя начальных классов» прошёл урок в форме «виртуальной экскурсии» по теме: «Краеведение. Наш край» (4 класс). Урок был проведен Овчаренко С.Н., учителем начальных классов высшей категории, учителем-методистом (на базе ГУ «ЛСШ № 8, директор Брянцева Л.А.). Светлана  Николаевна является городским руководителем Школы молодого учителя и с удовольствием делится своим педагогическим опытом с молодыми учителями Луганска.

Любовь к Родине, родному краю, своему городу прививается детям с малых лет. Интерес к культуре и обычаям своего народа дает человеку возможность лучше понимать тот мир, частью которого он является. Этим и объясняется то внимание, которое уделяется преподаванию курса «Окружающий мир». При подготовке к уроку Овчаренко С.Н. тесно сотрудничала с работниками краеведческого музея и районной детской библиотеки.

На уроке были использованы разнообразные методы и приемы работы с учащимися. Урок, ребята узнали много интересного, провели практическую работу, каждый ученик прикоснулся к  «чёрному золоту» Донбасса.

Молодые педагоги начальной школы имели возможность ознакомиться с самоанализом урока, проведенным учителем. А также сами учились анализировать структуру урока. Логичный итог мероприятия – неподдельный интерес присутствующих к богатой истории своего края.

Продолжает свою работу Школа молодого учителя начальных классов. 20 ноября 2015 года на базе ГУ «ЛУВО «Барвинок» № 9»учитель высшей категории Гречаник Л.В. провела урок по курсу «Основы православной культуры». Тема урока - «Радуга. Добрые правила жизни». В интересной, доступной для учащихся 2-го класса форме, с опорой на личный опыт детей и предметные знания, полученные на уроках этого курса, ребята обсуждали проблемы духовности, морали и нравственности. Молодые учителя Луганска пополнили свою методическую копилку интересными и эффективными приемами.         Методист по начальному образованию ГУ «Луганский методический центр» Малашкова Н.А. рассказала учителям об особенностях

преподавания «Основ православной культуры» в школах города Луганска.

            Подобные методические мероприятия дают возможность перспективным и заинтересованным молодым педагогам применять полученные знания на практике и достигать желанных результатов.